Флаг России Флаг Великобритании
🏠 | Образование | Физфак |

Как выбрать кафедру физфака

Небольшое руководство по выбору кафедры. Если Вы ещё не студент физ-фака, посмотретие например этот курс. Чтобы понимать, что Вас ждёт.

Как и другие мои руководства, рассчитано оно на сомневающихся студентов, которые не имеют связей или надежных_источников на кафедрах. В меньшей степени рассчитано на теоретиков, в большей - на экспериментаторов.

Первое, что советую сделать - посетить максимальное количество дней открытых дверей. Понятно, что из них мало что можно выяснить, но отсеять пару кафедр по принципу - не понравились преподаватели, не заинтересовала тематика или что-то ещё, на дне окрытых дверей вполне возможно.

Говорят, что у нас с наукой теперь не очень. Ждём, когда же заработает на всю мощность Сколково.

Кое-где остались группы, которые держатся на плаву, но в основном всё завязано на заграницу. Вариантов, после магистратуры, скорее всего будет четыре:

  1. Сидеть в НИИ за 13 000 рублей.
  2. Уехать за границу от кафедры.
  3. Уехать за границу самостоятельно
  4. Уйти из науки и заниматься чем-то другим.

UPD: Пётр говорит, что 13000 рублей ещё нужно найти. Цитирую:

13000 только в нескольких НИИ в СПб. Средняя зарплата 10000 за полную ставку. Я искал работу по специальности и обзванивал НИИ и КБ, в оптическом институте мне пообещали 9 000 в месяц

1. Научная работа в России

Первый вариант в чистом виде малопривлекателен, т.к. после аспирантуры начинающему кандидату наук уже около 27 лет. В армию, конечно, не возьмут - это плюс. Но в это время уже и о семье пора думать. Основная надежда - гранты. Если кафедра умеет пробивать гранты и ваш будущий научный руководитель в них вас включит - можно будет жить.

Перспектива - укорениться на кафедре, стать доцентом, набрать студентов и получать неплохие деньги посиживая в кабинете. Минусы - сложно сразу выбрать научника и оценить перспективы продвижения на кафедре.

Цель - собрать как можно больше информации у нынешних студентов, о том, делают ли что-то у них на кафедре получают ли гранты, и делятся ли этими грантами со студентами. Конечно, в бакалавриате, грантами могут не делиться, т.к. ещё рано (это отчасти разумно). Но тогда нужно выяснить участвуют ли студенты в каких-либо конференциях.

Желательно,чтобы они не ограничивались нашей конференцией «Физика и прогресс». Посмотрите сколько студентов участвуют именно в узкоспециализированных, т.к. если не участвуют, значит скорее всего нечего показывать, а раз нечего показывать, значит ничего и не делается.

UPD3: С момента написания статьи произошли кое-какие изменения, у нас в ПУНКе понаоткрывали различных ресурсных цетров. Там можно пристроиться, судя по слухам, тысяч на тридцать. Средний уровень научной работы оценить не возьмусь, но уверен, что кое-где она идёт. Как обстоит дело с попаданием туда, сложно сказать, с годами я стал сторонником теории «статистического» подхода - ломиться везде где можно, где-нибудь да и протолкнёшься (да, это очень научно=).

Собственно, основное различие между Россией и Европой - совершенно неясная структура и туманные перспективы у нас, и некое подобие порядка у них. Под неясной структурой, я понимаю наличие большого числа скрытых возможностей, и разного уровня зарплат при похожем статусе. Под порядком я понимаю тот факт, что на стипендию аспиранта во многих странах Европы можно вполне прилично жить.

2. Научная работа за границей «от кафедры»

Второй вариант требует научного руководителя, который мало того, что имеет связи с иностранными лабораториями, так ещё и использует их для привлечения студентов к научной работе. Т.е. если на кафедре висят картинки с преподавателями в CERN, преподавателями в асашай или на краю Земли, вас это касается мало, ибо от того куда ездят лично препода студентам ни холодно ни жарко. Основная надежда - найти преподавателя, который дает шанс закрепиться в иностранной лаборатории. Перспектива - уехать за границу.

При повышенном патриотизме всегда есть возможность получить там бесценный опыт и вернуться (у нас пока ещё есть где работать, особенно специалистам с опытом работы за границей). Или просто наезжать время от времени и читать спецкурсы. Цель - опять же собрать как можно больше информации о том студенты каких преподавателей уезжали работать или хотя бы делать диплом за границу. Попытаться попасть к этим преподавателям на диплом.

3. Самостоятельный отъезд за границу

Третий вариант значительно сокращает требования к кафедре т.к. существуют программы в рамаках которых можно даже сменить специальность. В этом случае нужно постараться уделить повышенное внимание базовым предметами быть готовым к тому, что годы проведённые на кафедре, окажутся, не очень полезными для дальнейшей деятельности (в данный момент это как раз мой случай).

Если вы склоняетесь к эмиграции, следует заранее позаботиться об уровне своего английского, т.к. придется сдавать международный экзамен. Я советую сдавать IELTS, т.к. он, на мой взгляд, попроще.

Минусы второго и третьего варианта очевидны - за границей тоже может быть не очень хорошо, заранее сложно угадать.

4. Переподготовка

Свалить из науки - вроде бы неплохой выход для ситуации когда всё с ней уже стало ясно, но надо понимать, что потраченные шесть - семь лет на учёбу это время, когда другие учились чему-то более приближенному к жизни, работали по специальности и т.п. т.е. нужно быть готовым к тому, что в конкурентной борьбе за вакансии, например в IT сфере, вы можете оказаться далеко позади.

«Радует», что многих IT-шников готовят так же плохо как и физиков, т.е. при должном усердии поконкурировать можно - спросите у Синего).

Главное - ни в коем случае нельзя верить сотрудникам кафедр на слово. Чем раньше вы поймёте, что формально им от вас нужно только записать фамилию в список - чтобы кафедра получала финансирование за студентов - тем лучше. На поток у нас сейчас поставлено только производство НЕспециалистов, невежд и вообще безграмотных людей (см Невежество и мракобесие). Всё что делается хорошего - это скорее частные случаи, в каждом случае свои. Задача студента младших курсов - понять где эти положительные частные случаи реально имеют место (на словах-то все кафедры занимаются исключельно true-science).

Если вы ещё абитуриент - советую десять раз подумать прежде чем идти в «науку». Учиться на физфаке хорошо - если ваша цель эмиграция. Если вы хотите работать в России имейте в виду, что конкурса на факультет нет не потому, что все такие «тупые», учиться "сложно" (всё это действительно так, но дело не в этом), а потому, что перспективы после получения диплома, очень туманные.

При выборе специальности, особенно если вы учились в физ-мат школах, абитуриенты зачастую подвергаются обработке со стороны шовинистически настроенных преподавателей. Эти дамы и господа смеются или злорадствуют над юристами и экономистами, которых, по их мнению, слишком много, которые ичего не делают, и т.д. (на эту тему советую смотреть кинофильм «Автострада 60»).

Это всё, конечно, так и есть, только они обычно забывают сказать, что хороший юрист получает денег гораздо больше, чем хороший физик. С экономистами та же история. А вот теория о том, что юристов очень много, им сложно найти работу и т.п. хоть и опирается на верный базис, часто заканчивается фразой в духе «хорошо зарабатывают, только хорошие юристы, а плохие не могу найти работу« - хорошие физики зарабатывает меньше, а плохие либо уходят из науки (т.е. тупо теряют 6 лет почти впустую) либо получают 13 000 рублей.

Мораль - не слушайте шовинистов, пытайтесь найти то, что вам нравится независимо от мнения окружающих, то же самое верно и наоборот - если вас окружают экономисты, которые думают только как срубить бабла, а вам это не интересно, смело идите учиться, например, на программиста - там можно прилично зарабатывать и в России.

UPD2: Абитуриент, помни, по анонимным данным стипуха студента третьего курса университета МВД в городе Воронеж 13 000 рублей (а это даже не город-миллионер!$)а на более старших курсах она ещё больше. Стипуха студента физ-фака СПбГУ 1200 рублей. А разгадка одна - государство тратит деньги на то, что нужно государству. Делаем выводы самостоятельно.

Также нужно иметь в виду, что первокурсник физ-фака должен каждую неделю совершать три поездки из Петегофа на Васильевский остров и обратно. Think about it, real talk.

дорога из ПУНКа на Васильевский остров

Небольшой бонус:

Выпускающие кафедры

Первые четыре считаются теоретическими.

Болонский процесс Сачок и физики из Германии
Жизнь студентов 1 - 7 курсы ПУНК + РЖД
Справка Выбор кафедры
О физ-факе
Контакты и сотрудничество:
Рекомендую наш хостинг beget.ru
Пишите на www.andreyolegovich.ru cобака yandex.ru если Вы:
1. Хотите написать статью для моего сайта или перевести статью на свой родной язык.
2. Хотите разместить на сайте рекламу, подходящуюю по тематике.
3. Реклама на моём сайте имеет максимальный уровень цензуры. Если Вы увидели рекламный блок недопустимый для просмотра детьми школьного возраста, вызывающий шок или вводящий в заблуждение - пожалуйста свяжитесь со мной по электронной почте
4. Нашли на сайте ошибку, неточности, баг и т.д. ... .......
5. Статьи можно расшарить в соцсетях, нажав на иконку сети: